Даже у «вечного» есть начало и создатель. В случае с играми это утверждение справедливо вдвойне. Mortal Kombat как будто был всегда: вроде еще совсем недавно, после уроков в школе, мы разучивали фаталити на тогда еще новенькой «Супер Нинтендо» или «Сеге», затем до хрипоты доказывали друг другу, что Скорпион все равно круче Саб-Зиро, а по ночам в эротических снах раздевали блондинку Соню...
Но оказывается, что с тех пор прошло почти двадцать лет — через месяц на прилавках появится новая, уже бог знает какая по счету, игра великой серии. Команда разработчиков под предводительством неизменных Эда Буна и Джона Тобиаса, обещают в свежей MK все, за что мы любим сериал, но на новый лад — с красивыми высокополигональными моделями и трехмерной кровищей. В преддверии выхода игры, самое время оглянуться назад и проследить, как же Mortal Kombat дошел до такой жизни.
Mortal Kombat
Дата выхода: 1992 год Количество персонажей: 7 + 2 неигровых Количество арен: 7 Платформы: аркадные автоматы, Super NES, Mega Drive/Genesis, Amiga, Game Gear, Game Boy, Sega Master System, PC, PlayStation 2, PSP, мобильные телефоны |
За очень короткий срок файтинг про смертельный турнир, на котором решалась судьба Земли, внезапно превратился из небольшого, нишевого проекта в безусловного фаворита залов аркадных автоматов. А после портирования на домашние консоли — так и вовсе стал обязательным элементом коллекции любого поклонника жанра.
Игровые журналисты отмечали, что в Mortal Kombat нет абсолютно ничего нового — основные принципы игрового процесса заимствованы из Street Fighter II, графика с использованием живых актеров до этого была замечена в Pit Fighter, а по уровню жестокости MK даже уступала, например, Time Killers… Но оказалось, что собранные в одном месте все эти элементы породили игру, которая стала легендарной на долгие-долгие годы.
Хотя, говоря начистоту, и без нововведений не обошлось. Во-первых, именно благодаря Mortal Kombat наш игровой сленг обогатился термином «Жонглирование» (Juggling), который означает подбрасывание противника в воздух и всевозможное его унижение в процессе полета; во-вторых, конечно, не будем забывать и про самую знаменитую придумку Буна и Тобиаса — Fatality.
Первый Mortal Kombat был портирован на чуть ли не все возможные платформы, включая PSP и мобильные телефоны, а имена семерых бойцов, дебютировавших в нем (Лю Кан, Скорпион, Саб-Зиро, Рейден, Соня, Джонни Кейдж и Кано), навсегда золотыми буквами оказались вписаны в летопись видеоигр.
Mortal Kombat II
Дата выхода: 1993 год Количество персонажей: 12 + 10 неигровых Количество арен: 10 Платформы: аркадные автоматы, SNES, Game Boy, Sega Saturn, Sega 32X, Mega Drive/Genesis, Sega Game Gear, Sega Master System, PlayStation, PC, Amiga |
И опять портирование на все возможные платформы, и снова неразрешимые головоломки для тысяч преданных поклонников. Кто же такой загадочный красный ниндзя Ermac (оказавшийся, кстати, банальным багом)? Действительно ли в игре присутствует обнаженная Соня? Максимум улучшений и минимум изменений — вот девиз второй главы Mortal Kombat.
Mortal Kombat 3
Дата выхода: 1995 год Количество персонажей: 16 + 2 неигровых Количество арен: 13 (в том числе три двухуровневых) Платформы: аркадные автоматы, Super Nintendo, Mega Drive/Genesis, Game Boy, Sega Game Gear, Sega Master System, Sony PlayStation, PC |
Итак, ростер разросся до 16 бойцов, среди которых были как «старички» — Соня, Шан Цун и Саб-Зиро, — так и новые воины — Кабал, Шива или Синдел.
Изменилась и игровая механика. В ответ на многочисленные жалобы игроков о преимуществе оборонительной тактики над атакующей, была добавлен бег и индикатор выносливости персонажа. В момент загрузки боя в режиме Versus отныне можно было ввести особый код, открывающий доступ к различным игровым секретам и даже новым персонажам. И наконец, фундаментальным нововведением стало появление системы «наборных комбо». Суть их заключается в том, что игроку не нужно было выполнять определенное действие, чтобы совершить суперприем. Предустановленные комбинации сменила четкая последовательность ударов. Если хоть один удар попадал в цель, вся комбоатака становилась неблокируемой. Нетрудно догадаться, насколько серьезно это отразилось на общей механике боя.
Это и многое другое на долгие годы сделало Mortal Kombat 3 лучшей игрой в серии.
Mortal Kombat 4
Дата выхода: 1997 год Количество персонажей: 18 Количество арен: 10 Платформы: аркадные автоматы, Game Boy Color, PC, PlayStation, Nintendo 64 |
Популярность Virtua Fighter и выход сверхуспешной Tekken 3 заставили Буна и Midway вплотную задуматься над переходом «Смертельной битвы» в третье измерение. Дело оставалось за малым — найти ответ на вопрос: как совместить 3D и уже полюбившийся миллионам людей игровой процесс?
Все трехмерные файтинги того времени ставили перед собой цель как можно реалистичнее воплотить в игре существующие боевые искусства. Для этого чаще всего использовалась технология Motion Capture — съемка движений актеров и перенос их в игру. Единственным минусом такого подхода применительно к файтингам стало некоторое «замедление» игрового процесса. Другими словами, если на обычный удар в 2D-игре было нужно, например, всего два кадра анимации, то в 3D промежуток времени между нажатием на кнопку и моментом совершения удара стал гораздо больше. Это кардинальным образом отразилось на геймплее, но такова была цена реализма.
Однако не все шли на поводу у тенденций и трендов, и Эд Бун как раз был одним из таких «консерваторов». Для новой части Mortal Kombat было решено сделать 3D-модели и Motion Capture анимацию, однако «ускорить» ее до стандартов 2D, пожертвовав реализмом. Таким образом, появился первый в истории трехмерный файтинг, если так можно выразиться, с летучим 2D-геймплеем. Как в последствие оказалось, ни фанаты MK, ни приверженцы 3D эту «задумку» не оценили — первые не поняли, зачем было вообще менять формат, вторые оказались не готовы менять пластичные и грациозные «теккены» и «виртуафайтеры» на это дерганное чудище.
К счастью, переход в 3D был не единственным нововведением Mortal Kombat 4. Персонажей научили уклоняться от ударов, пользуясь преимуществами третьего измерения. Кроме того, появился отдельный стиль боя с оружием в руках, а разбросанные по арене предметы можно было применять по назначению прямо по ходу схватки. И наконец, разработчики весьма кардинально разобрались с бесконечными комбо или «инфинитами», которые были настоящей проблемой предыдущих частей серии. Ограничение Maximum Damage (хардкорные словечки!) автоматически прерывало комбоатаку, если урон от нее превышал определенное пороговое значение.
Mortal Kombat 4 — последняя номерная часть серии и последняя MK-игра для аркадных автоматов. Следующей главой в истории «Смертельной битвы» стала Mortal Kombat: Deadly Alliance, вышедшая в 2002 году уже исключительно на домашних консолях.
Mortal Kombat: Deadly Alliance
Дата выхода: 2002 год Количество персонажей: 26 Количество арен: 17 Платформы: Gamecube, Playstation 2, XBox, Game Boy Advance |
Перемещение по арене в Deadly Alliance также стало практически свободным, как это было в других 3D-файтингах. И наконец, новые режимы делали жизнь игроков разнообразнее. В режиме Krypt можно было разблокировать различные бонусы, начиная от концепт-артов и заканчивая секретными персонажами, а в Konquest — выполнять разнообразные миссии.
Mortal Kombat: Deception
Дата выхода: 2004 год Количество персонажей: 25 + 2 персонажа в GameCube Количество арен: 22 Платформы: GameCube, Playstation 2, XBox |
Освоив мощности консолей шестого поколения, разработчики превратили боевые арены в Deception в настоящие произведения искусства. Высокая интерактивность, разрушаемые границы, смертельные ловушки — вот, чем встречали бойцов двадцать две боевые зоны. Впрочем, и основы геймплея подверглись изменениям. Продолжая свой крестовый поход против бесконечных комбо, Midway добавили в игру новую механику под названием Combo Breaker, благодаря которой игрок мог трижды в поединке прервать комбоатаку соперника.
Что касается самих бойцов, то они не только облачились в модные текстуры последнего поколения, но и изрядно прибавили в уникальности. Каждый из персонажей обзавелся собственным набором стоек, ударов и специальных атак, и лишь апперкот — еще одна своеобразная визитная карточка серии — остался неизменным.
Наконец, именно в этой игре, впервые в серии, появился онлайновый режим, а совсем уж привередливых игроков создатели одарили двумя новыми мини-играми: Chess Kombat — шахматы с участием бойцов «Смертельной битвы», — и Puzzle Kombat — собственная вариация на тему тетриса.
Mortal Kombat: Armageddon
Дата выхода: 2006 год Количество персонажей: 62 (63 в версии для Nintendo Wii) Количество арен: 34 Платформы: Playstation 2, XBox, Nintendo Wii |
Впрочем, богатый ростер оказался в итоге палкой о двух концах. Количество боевых стилей сократилось до двух, равно как и уменьшилось число ударов в каждом из них. В игровом процессе также сместились акценты — отныне упор был сделан на бои в воздухе. Персонажи научились наносить спецудары, продолжать и прерывать комбо прямо в воздухе.
Таким образом, Mortal Kombat: Armageddon является своеобразным венцом серии и последней на данный момент сюжетной игрой Mortal Kombat. Меньше месяца осталось до выхода новой Mortal Kombat — очередного рестарта серии, с 26 персонажами на борту, почти тремя десятками арен, совершенно новыми игровыми режимами и современной графикой.
Прочие файтинг-игры серии
- Ultimate Mortal Kombat 3 - переиздание Mortal Kombat 3 для аркадных автоматов.
- Ultimate Mortal Kombat - переиздание Ultimate Mortal Kombat 3 для Nintendo DS.
- Mortal Kombat Advance - переиздание Ultimate Mortal Kombat 3 для GameBoy Advance.
- Mortal Kombat Trilogy - сборник, включающий первые три игры серии, вышедший на Nintendo 64, PC, PlayStation и SEGA Saturn.
- Mortal Kombat Gold - обновленная версия Mortal Kombat 4 для SEGA Dreamcast.
- Mortal Kombat: Tournament Edition - файтинг для GameBoy Advance, вышедший в 2003 году.
- Mortal Kombat: Unchained - версия Mortal Kombat: Deception для PlayStation Portable.
- Mortal Kombat vs. DC Universe - кросс-овер файтинг с персонажами вселенной Mortal Kombat и комиксов DC Comics.
Игры других жанров
- Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero – платформер с элементами квеста, вышедший в 1997 году на PlayStation и Nintendo 64.
- Mortal Kombat: Special Forces – экшен-платформер о приключениях Джакса для PlayStation.
- Mortal Kombat: Shaolin Monks – экшен для PlayStation 2 и Xbox, пересказывающий события Mortal Kombat II от лица Лю Кана и Кун Лао.